1. Спросите у собственника кадастровый номер участка. Он выглядит так 00:00:0000000:0000. Эти сведения есть на публичной кадастровой карте.По этому номеру вы сможете узнать о точной площади участка, кадастровой стоимости (исходя из нее будет начисляться имущественный налог), вид разрешеннго использования (должно быть указано ИЖС) ,назначение земель (должно быть указано "земли населенных пунктов"). Узнайте по кадастровому номеру не находится ли участок в аренде, залоге или под арестом. Это можно узнать в Росреестре, на сайте Госуслуг или в МФЦ, запросив в них кадастровую выписку.
Уточните, в местной администрации, долгосрочный план развития территории, не попадает ли эта земля под госпрограммы строительства автотрассы, протяжки линий электропередач и т.д.
2. Посмотрите, что находится рядом. Нет ли рядом заброшенных ангаров, ферм, лесопилок, ведь они в любой момент могут стать действующими. обратите внимание, нет ли рядом животноводческих ферм. Был случай, когда одна семья нашла подходящий участок в интернете и ранней весной приехала его посмотреть. Им все понравилось, хороший участок, рядом лес, речка. Оформили сделку. Приехали на участок уже летом и были неприятно шокированы. Повсюду летали огромные слепни и бились об стекла их автомобиля. Жуткое зрелище. Как потом выяснилось, недалеко находилась конюшня, и огромное количество слепней в этих местах были обычным явлением.
3. Оцените подъездные пути к участку. Если есть асфальт, это лучший вариант. Но если асфальт дырявый и изношенный, то по такому асфальту весной сложно будет проехать. Да и могут потребоваться дополнительные взносы на его ремонт.
Если подъезд грунтовый, то учтите то после каждого дождя или весной после таяния снега дорогу будет размывать, а большегрузные машины будут оставлять на такой дороге огромные колеи.
Если подезд бетонный, то луж на ней практически не бывает, но больше 40 км/ч по такой дороге не проедешь и будет ощущение, что едешь по стиральной доске. Постоянный перестук колес нервирует и у машины страдает подвеска.
Если подъезд отсыпной, это когда грунтовую дорогу засыпают асфальтовой крошкой или известковой щебенкой. Если такую дорогу сделали недавно она выглядит хорошо и ездить по ней приятно. Но если дорожники сэкономили на песчаной подушке, которую кладут поверх грунта, то дорога быстро придет в негодность. Но выяснить какая подушка была сделана невозможно, т.к.она находится под щебнем. поэтому отсыпной подъезд это всегда лотерея. Иногда можно определить по лужам- если под щебнем песок, вода застаиваться не будет, а если щебень уложили с минимальным количеством песка или без него, то даже после небольшого дождя будут лужи. Но даже грамотно уложенная отсыпная дорога имеет срок службы не более 4-х лет поэтому поинтересуйтесь, кто за дорогой следит. Если это соседи, а не муниципалитет, то приготовьтесь к регулярному сбору средств на дорогу.
Каким бы замечательным ни был бы выбранный участок, но если ваш автомобиль будет портиться от плохой дороги, и не будет возможности, в период строительства, свободно проехать грузовой машине со сторйматериалами, следует серьезно задуматься насчет покупки такого участка.
4. Уборка снега. Уточните, кто зимой это делает- муниципальные власти или жители сами нанимают в складчину трактор или вы сами будете убирать снег самостоятельно. Это можно уточнить на сайте "Добродел".
5. Линия электропередач (ЛЭП). Это соседство портит внешний вид и приносит реальный вред вашему здоровью. В будущем такой участок продать будет сложно.
6. Оцените сложность подключения к участку электричества, газа. Так же спросите у соседей какое качество воды в их скважинах. Есть такие местности, где вода из скважин и колодцев не подходит для питья, а подходит только для технических нужд.
7. Проверьте геологию участка. Нельзя строить на болотистой местности, на местности, где грунтовые воды залегают очень близко и где есть малопригодные глинистые грунты.
7. Не обольщайтесь дешевой ценой. Дешево, как правило продаются "проблемные" участки по выше перечисленным пунктам или участки, где есть сложности с документами.